В июне 2019 года мы рассказывали, что в колонии ОВ-156/2 погиб Андрей Контратенко. Его сестра, Ирина Никифорова, настаивала, что его убили, причем убийцами называла сотрудников колонии. Рассказывала и о том, что у нее есть записка от других осужденных, в которой говорится, что ее брата сильно избивали.
В то время Департамент уголовно-исполнительной системы по ВКО сообщал, что «Осужденный … совершил суицид путем повешения. … В ходе осмотра выяснилось, что каких-либо признаков насильственной смерти нет. Однако обнаружены предсмертные надписи на теле осужденного, где он обвиняет в своей смерти сотрудников колонии».
По обращению сестры погибшего началось следствие.
И вот сегодня, 13 октября 2021 года, пресс-служба суда №2 Усть-Каменогорска сообшила, что уголовное дело в отношении семи должностных лиц ДУИС по ВКО по обвинению в совершении пыток в отношении осужденного К., повлекших по неосторожности его смерть, рассмотрено и завершено приговором.
Кроме того, в отношении одного из сотрудников колонии было рассмотрено и дело по обвинению в неоднократном получении взятки, путем вымогательства, превышении должностных полномочий, с применением насилия (п.1 ч.3 ст.366, п.1,4 ч.3 ст.366, п.1 ч.4 ст.362 УК).
Суд установил, что 18 июня 2019 года сотрудники Учреждения ОВ-156/2 в помещении учреждения по предварительному сговору «причинили телесные повреждения потерпевшему К., приведшие к его смерти».
Надеясь скрыть следы преступления, сотрудники с двумя зависимыми от них заключенными перенесли тело Андрея Кондратенко в камеру дисциплинарного изолятора, инсценировав самоубийство.
По второму делу А.С. летом 2018 года получил от матери осужденного взятку в виде комплекта новых летних автомобильных шин, общей стоимостью 76 000 тенге, а затем после настойчивых вымогательств смог заставить осужденного сделать лестницу, которая затем была установлена в доме родственников сотрудника учреждения.
Свидетели подтвердили перенос осужденными тела Андрея в изолятор, а экспертизы установили, что смерть наступила в результате причиненных телесных повреждений.
Прокурор просил назначить всем подсудимым наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 11 лет. Подсудимые вину в совершении преступления не признали, просили оправдать.
По данному делу суд признал отягчающим обстоятельством нарушение принятой присяги, причинение мучений потерпевшему. В качестве смягчающих обстоятельств – наличие на иждивении малолетних детей (признание смягчающих обстоятельств при их наличии является обязанностью суда).
На основании изложенного суд назначил двум бывшим сотрудникам учреждения наказание в виде 8 лет лишения свободы, одному – 7 лет лишения свободы, еще троим – 5 лет лишения свободы, а сотруднику А.С., который обвинялся еще и во взяточничестве, по совокупности уголовных правонарушений 7 лет лишения свободы. Все осужденные лишены специальных званий, а также лишены права занимать должности на государственной службе и в правоохранительных органах на сроком на 3 года.