ВЫХОДНЫЕ

Алаколь – пляжная жемчужина Восточного Казахстана. Да уж, конечно!

Алаколь и Турция. Насколько уместны сравнения?

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас
61

Почему вообще необходимо сравнивать? Почему в Казахстане старательно норовят создать какой-то эрзац уже существующих сравнений? Если пешеходная зона – то обязательно Арбат, если горы – то казахстанская Швейцария, если пляж – то не хуже, чем в Турции?

Не мы придумали сравнивать Алаколь с Турцией. Вероятно, где-то в северо-восточной ее части есть какое-нибудь озерцо с подобными условиями отдыха, но сравнивать наше пусть и уникальное озеро со средиземноморским побережьем, туристический сервис на котором развивали почти шестьдесят лет… – простите, а где вы смогли найти такую убогую Турцию? С какой Турцией вы сравниваете – с той, которая в шестидесятых годах прошлого века только начала развивать туристический бизнес на пустом до той поры месте?

Впечатление такое, что мы старательно пытаемся подтянуться до какой-то незримой планки и сами себя пытаемся убедить – ну вот похоже же, не хуже, чем… Да хуже на самом-то деле. Не нужно сравнивать, потому что пока сравнение далеко не в нашу пользу.

Если же так хочется все равно сравнить с чем-то Алаколь – сравните с Крымом 2014 года. Тот же недостаточный сервис, та же попытка выдать не самое уютное место за вершину туристического наслаждения, те же цены, не соответствующие ни сервису, ни комфорту. Те же завышенные ожидания.

Все великолепное, что есть в Алаколе, – создано природой: само озеро с удивительным составом воды, минерализированная грязь, холмы и естественные пляжи.

Все, созданное человеком, пока не стоит восхищения – обычные зоны дикого отдыха, немного облагороженные в последние два года. Возможно, восхищаться надо будет лет через пять-десять, да и то, если продолжать вкладывать и вкладывать серьезные деньги в будущий рай, вообще-то совершенно оторванный от всего остального мира.

В Турции, кроме первой линии пляжа, много чего есть еще предложить туристу – от исторических и псевдоисторических памятников до анимационных парков и национальных заповедников. Стоит ли сейчас упоминать разнообразие и количество туристических целей только на средиземноморском побережье?

ег

А что такое туристический Алаколь? Это крохотная полоска пляжа, такая же небольшая, и не самая лучшая на свете набережная, и нагромождение домиков… И – всё!

При этом в той же Турции можно хоть пешком дойти от Алании до Бодрума (550 километров) и на каждом шагу найдется и кафе с отличной кухней, и пляж неподалеку, и место для ночлега – на любой кошелек и вкус. А еще – множество действительно интересных мест, которые хотелось бы посетить.

А до нашей жемчужины надо пилить те же полтысячи километров, но, кроме степи, ничего любопытного не встретится на этой дороге. Поневоле после такого путешествия будешь восторгаться «кораблем», сваренным хоть из водопроводных труб.

Все рассказы и восторги об Алаколе – это как неудачный трейлер к фильму, в котором лучшие моменты уже рассказаны, так что сам фильм и смотреть-то незачем. Пляжик и набережная, набережная и пляжик. Все лучшее, что может быть заманить – уже использовано. И надежды на то, что на самом озере вас ждут какие-то новые впечатления, еще не продемонстрированные в рекламе – тщетны.

Кажется, для беспробудного восхищения этим местом нет особенных причин, однако мы видим целый вал радостных и полных эйфории сообщений, правда, иллюстрируемых все тем же единственно возможным набором картинок: узкий пляж, короткая набережная, вода, меняющая оттенки от бирюзового до фиолетового.

Мы прекрасно понимаем, почему это место нуждается в рекламе – надо создать хотя бы имидж желания сюда приехать.

Мы понимаем, почему в это место вкладываются деньги, почему аким области приезжает и приезжает сюда, чтобы оценить комфорт, проходя по набережной в окружении счастливых отдыхающих. Потому что государственная программа, потому что вариантов-то развития туристических зон не так уж и много в Восточном Казахстане. Потому что… «работа такая, да».

 

Мы понимаем, почему на этом озере такие дикие цены, такой ограниченный набор сервисных услуг, такая еда и такое отчаянное желание любыми методами заработать прямо сейчас, невзирая ни на что. Хотя бы потому что: «Все делается для привлечения туристов. А бизнесмены, когда им задают прямой вопрос о налогах, опускают глаза в пол. С 2019 года время лояльного отношения к такой позиции предпринимателей закончится», – сказал еще в мае этого года аким ВКО Даниал Ахметов, комментируя ситуацию с тем, что при расчетном обороте в 11,5 млрд тенге на побережье Алаколя, налоги удалось собрать аж целых 24 млн. тенге – при расчетных же ожиданиях в 330 млн.

Но пока оно есть – это лояльное отношение к предпринимателям, ради сиюминутных интересов которых вкладываются солидные деньги на развитие побережья. И в связи с этим возникает вполне закономерный вопрос. Сейчас государство всеми силами пытается обустроить очередную Жемчужину Восточного Казахстана, строит дорогу, обеспечивает транспорт, планирует все больше и больше вложений, старается привлечь туристов, чуть ли не за ручку приводя клиентов частным компаниям. А кто бенефициар всех этих изменений? Кто второй год уже извлекает прибыль, которая стала результатом бюджетных вливаний в благоустройство этого места? Ради кого это все? Неужели ради тех самых предпринимателей, которые откровенно плюют на государственные интересы, утаивая и оборот, и прибыль, и экономя любыми средствами на налогах? Какая-то односторонняя картинка получается. А бедные туристы мало того, что за счет выплачиваемых ими самими налогов обустраивают это место посредством государственной власти, так еще и вполне способны разориться, приезжая сюда на отдых, где «дешевле чем в Турции». В долларовом-то эквиваленте – еще вопрос, насколько дешевле.

Да, конечно, в далекой перспективе побережье Алаколя попытается стать «самым посещаемым в Казахстане местом», как говорил о такой надежде Нурсултан Назарбаев год назад. Но то самое «выгодное географическое расположение» – это вообще то середина тысячекилометрового пути между Усть-Каменогорском и Алматы, пройти по которому – то еще испытание и для отпускника, и для его кошелька.

Какое испытание? А вот такое – корреспондент Factum в конце июня отправился в путешествие на озеро Алаколь. «Одна и без оружия» – никаких пресс-туров, никаких рекламных материалов, тайным покупателем. Чтобы на собственной шкуре оценить, что же ждет обычного туриста на так старательно рекламируемом конкуренте лучших зарубежных пляжей.

Нам не понравилось. Мы пристрастны, мы хотели бы наслаждения отдыхом, а не разочарования от отпуска. Вы слышите постоянные сравнения с Турцией? Ок, мы именно так и сделаем – возьмем именно такую зону в Турции для относительно дикого отдыха: деревенька Чиралы между Кемером и Кашем.

Редакция FACTUM | © Factum, ® DEXIA

Идеальное сравнение: такое же позиционирование, такие же самостоятельные небольшие пансионы для семейного отдыха, такое же индивидуальное управление сервисом, даже пляж по составу и протяженности похож на алакольский – галька и протяженность в четыре километра. Точно так же есть дорогие пансионы на первой линии, и чуть дешевле – в сотнях метрах от воды, а то и в паре километров. Еда – обычно за свой счет, развлечения, поездки, прогулки – тоже за свой счет. Никакого all inclusive. Все, как на Алаколе. Вот и поглядим…

И в цикле материалов, посвященных отдыху на Алаколе, мы подробно рассказываем – почему были разочарованы, почему сравнения с зарубежным отдыхом оказались вовсе не в пользу Казахстана, а заодно и выясняем, что такое «дешевле чем в Турции», не забывая о соотношении цена-качество.

Продолжения:

Часть первая: Путешествие.

 

Часть вторая: Время жить.

Скоро:

Часть третья: Время еды.

Часть четвертая: Стоять, бояться.

Часть пятая: Деньги на бочку.

Часть шестая: Это был сон.

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас
61

= ПОПУЛЯРНОЕ =

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: