Отношения болельщиков и команд – это вечный камень преткновения в спорах о будущем хоккея. Болельщики, считая, что имеют право влиять на политику клубов, пытаются добиться внимания к себе и в вопросах управления клубом. Клубы, между тем, вовсе не склонны доверять болельщикам ни политические решения жизни команд, ни экономические. Болельщики должны болеть.
Напомним, спортивные игры, особенно в сфере профессиональных клубов, – это индустрия. И болельщики, их поддержка, работа с ними – это часть маркетинговой политики клубов. Иногда искренняя, но почти всегда – расчетливая. Потому что спорт – это не только слава, победы и поражения, но и товар, продажи, бизнес и… конечно, деньги.
А как строятся отношения с болельщиками в наиболее известной системе хоккейного мира – в Национальной хоккейной лиге? Быть может, там хоккейные клубы впускают болельщиков в раздевалки спортсменов и очень внимательно прислушиваются к их мнению, определяя, как развиваться команде, где (и кого!) покупать из игроков, что вообще делать ради завоевания самых престижных хоккейных команд?
И FACTUM попросил нашего корреспондента в США – Дмитрия Малиновского – рассказать о том, как складываются отношения команд и их фанатов в NHL. Он живет около Детройта, а еще он – ярый хоккейный фанат на протяжении многих лет. Он – знает.
– Как у вас менеджмент команд относится к болельщикам? Имеют ли влияние фан-клубы на позицию или планы команд?
– Во-первых, относятся с уважением. Все-таки они понимают, что болельщики – это важный компонент шоу, они покупают билеты, покупают пиво, приходят на стадион, поддерживают команду и всячески продвигают этот бренд команды – в мире, в городе, в жизни.
– Имеют ли влияние фан-клубы на политику команды?
– Как таковых фан-клубов здесь нет. Есть фанаты, может быть, какая-то небольшая компания друзей или коллег по работе. Они встречаются по субботам вечером у кого-то на заднем дворе, на барбекю. Они обсуждают, (обычно – ругают) руководство команды, главного тренера, игроков. Но вот именно официальных фан-клубов – с атрибутикой, с гимнами, с речевками, с барабаном, с которым они постоянно ходили бы на игры – здесь нет. Болеть за команду – это личное, и, конечно, разрозненные болельщики на политику команды повлиять не способны. Обычные болельщики в официальных встречах команды не участвуют, их мнение не принимается во внимание, обычно таких людей не допускают до общения с руководством команды и тренерским составом.
– Проводят ли команды фан-встречи, на которых поднимаются вопросы будущего клубов, разъясняются перспективы, планы?
– Нет, не проводят. Команды постоянно общаются с болельщиками – например, на каких-то благотворительных мероприятиях. Опять же, обычно под Рождество, руководство команды – главный менеджер с тренером – разбиваются по парам, менеджер, тренер и пару игроков в одном месте, пару игроков в другом месте. И в местах, где бывает много людей, они стоят с колокольчиком и собирают деньги на благотворительность для Армии Спасения.
Да, вот так – генеральный менеджер Red Wings Кен Холланд стоит в красном колпаке, звонит в колокольчик…
О таких акциях сообщают с помощью прессы. И пожалуйста, фанаты, кто хочет увидеть руководство Red Wings, могут прийти и положить доллар, два, три, сколько захочешь. А потом объявляется соревнование: кто больше назвонил. Так как в акции участвует высшее руководство команды (как правило, генеральный менеджер с главным тренером), то и интерес к этому огромный. Но всегда в этом месте присутствует служба безопасности команды и полиция. И поэтому никаких эксцессов, выкриков, попыток рассказать, как они неправильно руководят командой, не бывает.
Довольно часто проводятся встречи команды с обладателями сезонных абонементов. Но эти встречи односторонние – люди сидят на трибунах и слушают, что им расскажет генеральный менеджер о прошедшем сезоне или о перспективах команды: фактически то же самое, что и публикуется в прессе. Формата «вопрос-ответ» на таких встречах нет. И проводятся они больше для того, чтобы заинтересовать людей в покупке сезонных абонементов. На такие встречи выходит не только руководство, могут выйти капитан команды, пара популярных игроков. Но все, что они расскажут, уже известно – из той же прессы.
Команды – это частное предприятие. То есть команда играет, болельщики – платят.
Какое у болельщиков мнение об игре – это дело болельщиков. Никто болельщикам не станет в подробностях рассказывать о политике команды. Все, что им можно знать, подается через аккредитованную прессу: конференции, пресс-релизы, официальные заявления. Журналисты, конечно, могут попытаться задать какие-то уточняющие вопросы, обратившись к руководству команды. Иногда на эти вопросы даже отвечают. Но болельщики так обращаться не могут. Они способны дозвониться до оператора, но дальше него общение не зайдет. В редких случаях – если возникают угрозы, агрессия, оскорбления по телефону – подключается уже служба безопасности.
– Как вообще строятся отношения клубов и их болельщиков. И насколько влиятельно мнение болельщиков?
– Менеджмент команды не объясняет и не оправдывается ни перед кем за то, что они делают: обменяли или списали игрока, продлили контракт с менеджером, выгнали главного тренера, наняли другого, пригласили, подписали… Мнения болельщиков при этом никакой роли не играют. Взаимоотношения просты: клуб играет – болельщики болеют.
Конечно, все делается, чтобы клуб играл как можно лучше, и чем лучше он играет, тем больше у него болельщиков. Больше людей приходят посмотреть на игру, больше продается атрибутики, сувениров, пива, пиццы, билетов.
Да, болельщики могут возмущаться действиями менеджмента или игроков клуба – в интернете, на своих фанатских сайтах. Они могут прийти на стадион с плакатом: «Уволить главного тренера!» Но это не имеет значения. Это частное мнение.
Если кто-то из болельщиков начинает себя вести агрессивно, слишком настойчиво, то есть множество способов его образумить: вплоть до запрета посещения игр или уголовного преследования. Но надо понимать, что болельщики для клуба – это не только признание, но и бизнес. Те действия или настроения, которые способствуют популярности клуба, его значению и доходам, – используются клубом, а порой и всей лигой.
Один пример. Национальная хоккейная лига начала бороться с тем, чтобы на лед не выбрасывали осьминогов. В Детройте это давняя традиция, которой больше полувека. Во время игр плей-офф, когда идет борьба за Кубок Стэнли в конце сезона: бросать живых осьминогов или небольших кальмаров на лед. Если в Детройте бросали осьминогов на лед, то болельщики Nashville Predators, например, бросают рыбу, во Флориде, Майами, бросают пластиковых мышей. Лига начала бороться с этим, потому что вмешались «зеленые», правозащитники, любители природы и все прочие, которых беспокоила судьба осьминогов («они еще живые», «это издевательство»). И Лига пошла на поводу таких настроений – стали запрещать. Мол, осьминоги, рыба, мыши – это мусор на льду, грязь, игра приостанавливается для уборки льда.
Но дело в том, что клубы заинтересованы в подобных выходках, пока они безобидны. Потому что это повышает популярность клуба, повышает интерес к игре, к команде – в городе, в среде болельщиков. И вокруг этой традиции появлялись и другие.
Например, в Детройте, когда выбрасывали осьминога на лед, обычно его убирал главный заливщик льда – Эл Соботко, легендарная личность. Он выходил на лед, ему на лопате привозили этого осьминога, и Эл крутил его над головой. И вся двадцатитысячная арена заходилась в экстазе.
А когда лига запретила бросать предметы на лед, то стало так: «если он будет крутить на льду этого осьминога над головой, будет платить штраф» – несколько тысяч долларов за каждый раз. Что сделал Эл Соботко? Он берет осьминога, выходит со льда, и как только переступил кромку льда, уже вышел за бортик, стоя на краю, начинает крутить осьминога. И снова – буря на трибунах! И, несмотря на запрет, формально он выполнен, на льду ничего не нарушается. И Лига позволила продолжать такую традицию.
То есть общественная реакция, соблюдение безобидных ритуалов – все, что способствует популяризации игры, – важно, все это поощряется, потому что на таких мелочах тоже строится интерес к спорту и хоккею, в частности.
Взаимодействие с болельщиками, поддержка интересах к игре – это постоянная работа. Например, в ходе игры постоянно проводятся конкурсы, лотереи – именно для болельщиков. А перед началом игр в Детройте, например, обычная практика – первые 5-10 тысяч зрителей получают сувениры, футболки, шарфы лишь за то, что приходят на игру.
. – Насколько подробно разъясняются (через прессу, конференции, встречи) деятельность клубов?
– Настолько подробно, насколько это необходимо менеджменту. Проигранный сезон – его нужно как-то оправдать, чтобы сохранить интерес и болельщиков, и спонсоров. Планы, в принципе, известны – например, руководству нужно заменить вратаря или пару защитников найти. Поиском претендентов занимается скаутская служба.
Но основной принцип: мы играем – вы болеете.
У болельщиков нет никаких прав в отношении намерений клуба и тем более права голоса. Клуб – это частное предприятие, хозяин нанимает менеджера, и менеджер отвечает перед ним за успехи команды. Дело болельщиков – ходить на игры, покупать билеты, сувениры, любить свой клуб и поддерживать его.
И, кстати – а государственные органы вообще имеют право голоса в вопросах спорта и хоккея в частности?
– Нет. Как я уже сказал, это частное предприятие. Обычно ледовым дворцом владеет сама команда. Местная администрация на управление клубом влиять не может, она и не влияет – абсолютно нет, никоим образом и никак.
Но если команда выигрывает – Кубок Стэнли, к примеру – город организует им парад чемпионов. Тогда уже город, естественно, участвует в этом от всей души – но это уже исключительно рекламные моменты: здесь уже и мэр придет, и городской совет выступит на площади перед ареной.
А в отношении болельщиков – они могут самоорганизовываться, вместе проводить время, вместе ходить на игры, некие туры сами с собой устраивать. Но вся деятельность болельщиков обычно не имеет ничего общего с деятельностью команды. Клуб – это бизнес, и болельщики в нем – потребители услуг и покупатели. Их уважают, их интересы соблюдают и поддерживают, но лишь в рамках шоу, но не в управлении клубом.
– В Усть-Каменогорске болельщики посетовали, что слишком высока стоимость билетов, чтобы постоянно следить за играми. Сколько стоят билеты на матчи в США или в Канаде – на играх НХЛ?
– Все зависит от того, насколько хорошо играет команда и насколько создана атмосфера вокруг игры. Цена на каждую игру зависит от того, какие именно команды участвуют, насколько популярна та или иная арена (в разных городах США и Канады), а также какого ранга состоится матч.
Зрители могут как купить билет на отдельную игру, так и на несколько игр (билеты продаются пакетами), или сезонный абонемент. В случае абонемента экономия может составить до 50% по сравнению со стоимостью билетов на одну игру.
В общем по всем играм, цена на одну игру находится в пределах от 11-14 долларов на галерке, до 250-400 долларов на самых выгодных для зрителя местах. У официального продавца. Существует еще огромное количество перекупщиков, которые могут продавать билеты в отдельных случаях по спекулятивным заоблачным ценам, но в обычное время – по ценам, близким к официальному продавцу (как на примере ниже).
Но чем ближе к финалу Кубка Стенли, тем дороже билеты. Особенно в городах, где хоккей пользуется наивысшей популярностью.
Например, в 1997 году, когда Detroit Red Wings взяли Кубок Стенли после сорокадвухлетнего перерыва, и две финальные игры проводились на старой арене в Детройте, цены у спекулянтов к началу игр доходили до 15-20 тысяч долларов на хорошие места, а в официальной продаже билетов не было вообще.
При этом на финал Кубка Стенли в Тампа – когда клуб Tampa Bay Lightning завоевал этот кубок – билет можно было купить в день игры за 7 долларов на места верхнего яруса арены в совсем нехоккейном городе Тампа во Флориде.