Немного покопавшись на соответствующем ресурсе, мы обнаружили следующую информацию. 21 конкурс на закуп автомобилей для чиновников в этом году уже проведён. Общая сумма сделок составила 166 миллионов 700 тысяч тенге. Из них на карету скорой помощи выделили всего 8 миллионов 950 тысяч тенге. Остальные деньги ушли на служебные машины…
Нынешний президент страны Касым-Жомарт Токаев не раз (будучи председателем Сената и сейчас, когда стал главой страны) критиковал манеру расходования бюджетных средств на административные нужды. В конце марта он собрал акимов областей и в присутствии СМИ рекомендовал им «ужиматься» и работать для людей.
О том, как наши чиновники перестраиваются, мы попытаемся рассказать на самом простом примере – госзакупе автомобилей.
Понятно ведь, что раз приобретение автомобилей (зачастую даже не для целого управления, а под конкретные должности, а то и имена) производится на государственные деньги, то государственные же служащие должны быть очень рачительны и аккуратны. Ведь одно дело – строить дворцы для людей, на которые бюджетных денег не очень жалко: это же в интересах всего общества. И совершенно другое – купить автомобиль, единственная цель которого – доставить чиновника с одного места для совещаний на другое.
Соответственно, рачительный госслужащий, думается нам, должен не один раз подумать, какой автомобиль приобрести для своего ведомства, чтобы и утилитарный транспорт обеспечить, и по максимуму сэкономить эти самые государственные средства.
Ну вот мы и посмотрели, до какой степени может настоящий хозяин ограничить комфорт своих служащих.
Надо сразу отметить, что автомобили ведомствами закупаются постоянно. И практически не бывает случаев, чтобы тендеры объявлялись на подержанные автомобили. Чиновникам нужны новые машины. Мы даже слышали объяснения, что новый автомобиль на самом-то деле экономит бюджет, ведь ему не нужны запчасти, ремонты, а все проблемы решаются гарантийными условиями. Что же, умолчим том, что новый автомобиль обычно процентов на 40-50 дороже подержанного, и даже капитальный ремонт старого автомобиля обошелся бы гораздо дешевле, чем приобретение нового с надеждой на экономию… Не станем напоминать, что абсолютное большинство людей тоже предпочли бы автомобиль из салона, да вот приходится «ужиматься» и брать подешевле и попроще на вторичном рынке.
А о чем скажем, так это о том, что одна из целей работы чиновника – экономическое развитие страны. И, как известно, доля покупок у автосалонов и автозаводов (да еще и заявляющих о казахстанском автомобилестроении в своем лице) государственным покупателем довольно велика. Что, в свою очередь, наверняка позволяет развивать тот самый автопром и казахстанское содержание.
Мы понимаем, что государственным служащим тоже нужно передвигаться по служебным делам. Мы понимаем, что нужно поддерживать отечественный, пусть и «отверточный», автопром. Но мы за то, чтобы траты были обоснованными, причем по объективным критериям рациональности.
Например, совершенно ясно, что легковой автомобиль с механической трансмиссией и сроком гарантии в три года, без люксовых наворотов, в минимальной комплектации, и такой же автомобиль, но в люксовой комплектации – для эффективной работы равнозначны. Они оба едут, оба обеспечены гарантиями, мощности хватает для обычной жизни чиновника, разница лишь в комфорте.
Посредством госзакупок, конечно, покупаются и простые автомобили. Например, для сообщения села Елтай с остальными населёнными пунктами Урджарского района, судя по спецификации, кроме исправности и 35 000 километров гарантированного пробега, ничего более и не нужно. Тот самый утилитарный автомобиль, который будут использовать исключительно в рабочих целях.
Но вот, к примеру, зачем аппарату акима Жарминского района целых два автомобиля практически представительского класса, ценой по 15 с лишним миллионов тенге каждый, с кожаным салоном, мультимедиа-системой и прочими «ништяками» понять не можем. Остаётся загадкой и приобретение семейного седана за 13 миллионов 690 тысяч тенге для КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова» управления образования Восточно-Казахстанской области. Недешёвые авто приобрели также для управления государственного архитектурно-строительного контроля ВКО, ревизионной комиссии региона, управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития области.
Напомним, мы совсем недавно писали о том, насколько тщательно в спецификации к конкурсу могут быть прописаны требования к автомобилю. По логике – каждое их этих требований обязательно и, значит, непосредственно влияет на эффективность работы должности, ради которой автомобиль и приобретается. Да, если автомобиль не сможет разгоняться до 100 км/ч за 5,8 секунд, а в салоне при этом не будет сабвуфера и контурной подсветки интерьера с возможностью выбора цвета – о какой вообще эффективной работе можно говорить?
Ещё семь тендеров на сумму 50 миллионов 765 тысяч тенге объявлено. Обладателями престижных авто вскоре станут управление финансов (там не так давно сменился руководитель) и управление строительства, архитектуры и градостроительства. Менее дорогие автомобили, соответствующие местным реалиям, уйдут в районы. В основном Абайский и Урджарский. А ведь это лишь начало финансового года. Все тендеры находятся в открытом доступе и просмотреть их, а также задуматься над эффективным использованием бюджетных средств может любой желающий.
Конечно же мы понимаем, что чем выше должность, тем выше стремление к комфортной жизни. Но не понимаем – почему. Каким образом коррелирует ответственность и кожаный салон? Чем отличается, например, управление районом или городом с помощью люксового автомобиля или обычного?
И ладно бы за свои деньги покупали автомобили для работы – наверняка, тогда и аппетиты поумерились бы. Но нет же – налогов-то много, не оскудеет казна из-за небольших желаний слуг народа.
Нам говорили: некоторые помпезные автомобили, оснащенные по последнему слову буржуазных технологий, предназначены исключительно для церемониальных целей: встречи делегаций, солидных людей, серьезных попутчиков. Правда, а в чем церемониал? Делегация развернется и улетит обратно, если их повезут не на статусном автомобиле, а в микроавтобусе? У делегаций тоже есть райдеры, в которых прописаны шампанское, креветки и лаймы на туалетных столиках в гостиницах? Есть, конечно, протокольные требования (в том числе и к автомобилям) – но насколько часто к нам приезжают делегации международного уровня, чтобы обеспечивать постоянное обновление парков автомобилей в разнообразных департаментах и комитетах люксовыми версиями автомобилей? Впрочем, а предпочтениях и условиях чиновников к комфортабельной власти в “цивилизованных странах” мы поговорим чуть позже – просто, чтобы было с чем сравнить.
Ну конечно, тут есть и личные интересы. Какой чиновник уровня выше, чем административный отдел в захолустье, захочет свое царственное седалище мостить на заднем сиденьи Нивы-пятилетки? Ведь для такого действа нужна и машина соответствующая. А если есть возможность – так почему бы ее и не реализовать?
Вот так и живем.