Более 17 лет идет борьба за выживание единственного парка аттракционов «Металлург» в Усть-Каменогорске. Причем сформулировать первое предложение можно и по-другому – «борьба НА выживание». Власти в лице городского акимата всеми силами пытаются вернуть вышеуказанное место отдыха в лоно и под опеку государства, частники же пытаются его отстоять. Прошли суды, владельца комплекса – ТОО «ВАТ», вынуждают демонтировать все аттракционы, чтобы сделать… Что?
Туманные перспективы
Сегодня довольно сложно сказать, какое будущее уготовано парку «Металлург», настолько туманны и неоднозначны прогнозы обеих противоборствующих сторон. Мы уже писали, что Верховный суд поставил точку в этом деле, лишив владельцев развлекательных аттракционов права государственной регистрации на имущество, расположенной в парке, постановив демонтировать и вывезти оттуда все карусели.
Однако не все так однозначно, и бизнесмены по-прежнему не сдают своих позиций, указывая высшей судебной инстанции на некоторые юридические несостыковки. Борьба юристов еще не закончена.
Сейчас же нас, как и многих жителей областного центра, интересует несколько иной вопрос: состоится ли 1 мая открытие любимого детьми парка? А может акимат настоит на своем решении его ликвидировать, и тогда на проспекте, названном в честь Нурсултана Назарбаева, перед знаковыми для Казахстана выборами президента страны появится большой пустырь площадью почти в 20 гектаров со снесенным забором и разбросанными обломками демонтированных каруселей, кафе, туалета и так далее?
Впрочем, ответа на этот вопрос тоже пока нет. Нам известно, что ТОО «ВАТ» обратился в городской ЖКХ с просьбой рассмотреть возможность открытия парка, как это заведено уже порядка 20 лет, 1 мая, но коммунальщики, со слов юриста компании Ирины Гуляевой, почему-то их проигнорировали.
– Мы направили на имя руководителя городского отдела жилищно-коммунального хозяйства Еркина Турарова письмо, в котором просим его провести совместное совещание и обсудить вопрос открытия парка 1 мая, но ответа пока так и не дождались, – говорит юрист. – Раз так, значит пойдем выше, и попытаемся встретиться с заместителем акима города. Мы очень надеемся, что традиция не будет нарушена и парк откроется 1 мая.
Позиции ЖКХ не понимает также и арендатор имущественного комплекса парка Александр Измайлов, которому принадлежат самые крупные аттракционы. Мужчина говорит, что как только сменилось руководство отдела (ранее Еркин Тураров был заместителем руководителя городских коммунальщиков, а возглавлял его Руфат Акрамов – прим. авт.), то общий язык находить стало все сложнее.
– Он то, просит от нас план модернизации парка, то требует график сноса каруселей и самого комплекса, – рассказывает бизнесмен. – То есть мы должны сначала парк модернизировать, а потом все это снести? Где логика?
Нам бы тоже хотелось это понять, однако до руководителей отдела дозвониться так и не удалось – ответом был либо длинный гудок в трубке журналиста, либо СМС: «Я не могу разговаривать. Перезвоните, пожалуйста, позже». Будем надеяться, что это не бойкот и чиновникам действительно недосуг отвечать на звонки навязчивых журналистов. Хотя нет, коллеги из других изданий тоже жалуются, что в последнее время получить комментарий оттуда все сложнее.
Забрать, чтобы было или скрытый интерес?
Между тем, не имея уверенности в будущем, арендаторы парка сделали капитальный ремонт большинства популярных аттракционов, облагородили территорию. Даже известный на весь город неприятным амбре парковый туалет попал в список реконструкции, которую необходимо завершить до открытия.
– Даже этот туалет мы бы давно снесли и отстроили новый, если бы нам сказали, работайте, ребята, никто вас трогать не будет, – продолжает Александр Измайлов. – На самом деле, вся эта ситуация уже порядком набила оскомину. Вот нам пытаются поставить в укор, что у нас старые и ржавые аттракционы, но никто ведь даже не предполагает, что мы каждый год проводим их капитальный ремонт – безопасность людей всегда на первом плане. Пытаются упрекнуть, что они морально устарели, вот только принципиальных изменений каруселей нет ни в одной стране, меняется лишь обшивка. Как не обзови колесо обозрения, принцип работы у всех один и тот же.
– Многие горожане утверждают, что колесо обозрения, которое раньше стояло у стадиона «Восток» было намного больше прежнего, чем то, которое мы поставили три года назад, – рассказывает мужчина. – На самом деле его высота была всего 15 метров, у нового она 28 метров.
Большинство местных аттракционов родом из Италии, «Имитатор движения» – из Англии, а «лошадки» американские. Поэтоми и все комплектующие для их капитального ремонта владелец заказывает не в Китае, как утверждают некоторые. К примеру, чтобы заменить вкруговую подшипники на «Спруте» потратили порядка трех миллионов тенге. Замена цилиндров, которые закрывают поручни и не дают посетителю выпасть из кабинки, стоят по 10 тысяч евро за штуку, а всего их 20.
Вот ведь парадокс. Как показывает практика, в последние годы государство пытается переложить часть своих финансовых забот на предпринимателей, внедряя повсеместно практику ГЧП (государственно-частного партнерства), и, стоит отметить, такой метод вполне оправдан. Развивается бизнес, бюджет получает свои налоги – пополняется госказна, а граждане – необходимые услуги. В Астане крупнейший парк отдали в распоряжение бизнесменов, в Алматы парк Горького уже лет пять, как процветает благодаря нынешним частным владельцам. У нас же наоборот.
Потянет ли акимат такие траты? Зачем местная власть с маниакальным упорством пытается натянуть на себя расходы, которые бюджет города вряд ли осилит? Ведь помимо ремонта аттракционов, здесь требуется круглогодичная уборка территории, которая, по словам Александра Измайлова, обходится в несколько десятков миллионов тенге ежегодно.
Кстати, раз земля под парком государственная, то и убирать здесь должны городские коммунальщики, но такой инициативы они так и не проявили. Зато в адрес людей, которые уже 20 лет руководят этим местом, упреки сыпятся постоянно. Хотя, кто знает, что у власть предержащих на уме – будем разбираться.