ЖИЗНЬ

Ремонт на Потанина. Как потратить много денег и при этом не сделать городскую среду комфортнее

Ремонт на Потанина. Как потратить много денег и при этом не сделать городскую среду комфортнее

Ремонт закончен, говорите. То есть вот эта ситуация за пределами проезжей части – это уже законченный ремонт и лучше не будет?

От редакции. Только сегодня мы опубликовали материал, в котором надзорный орган вменяет в безусловную обязанность пешехода не переходить улицу полностью, если он не успел на зеленый свет перешагнуть разделительную линию. Должен стоять на ней, посреди оживленной дороги, даже если нет никакого островка безопасности. Иначе он сам и будет виноват в собственной смерти – так установлено правилами дорожного движения. Напомним – трагедия произошла на довольно узкой дороге зимой. Если следовать правилам и при этом беспокоиться о собственной безопасности, то очень бы хотелось на широких улицах, которую пожилые люди и летом-то не всегда успевают перейти, иметь хотя бы островки безопасности. И очень досадно, когда уже имеющиеся убирают в угоду автомобилистам, чтобы они могли получить всего лишь чуть больше пространства на полосе. Провести ремонт, чтобы сделать дорогу более опасной для пешеходов? Нет, нам не кажется, что это достойная цель.

24 июня в личном аккаунте акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара появилось видео с подписью «Завершены работы по расширению и ремонту ул. Потанина». Но насколько соответствует реальности эта информация в стилистике отчетности за освоенные бюджетные средства? Ремонт закончен, говорите. То есть вот эта ситуация за пределами проезжей части – это уже законченный ремонт и лучше не будет?

 

Ведь непосредственно улица Потанина никак не расширилась, внешние границы автомобильной дороги остались прежними, количество полос осталось без изменений, лишь убрали островки безопасности, которые ранее обеспечивали безопасность для пешеходов посередине довольно широкой улицы и исключали ДТП с лобовым столкновением автотранспорта. При этом после «ремонта» улицы весьма нелицеприятно стали выглядеть места съезда транспорта с основной дороги во внутренние проезды и дворы. Сопряжения новой дороги с боковыми съездами чаще всего нет, автомобили просто съезжают с дороги на что-то разрушенное, засыпанное в ремонтных целях камнями (или это тоже часть «ремонта» улицы?).

Лишь из окна служебного автомобиля или при съемке с высоты полета квадрокоптера «ремонт» улицы Потанина может показаться завершенным, но стоит спуститься на землю или выйти из машины и будет хорошо видно отношение к пешеходам на этой улице «завершенного ремонта».

Говоря о завершении ремонта очередной улицы, отдельные чиновники привыкли говорить исключительно об проезжей части, тогда как понятие «улица» включает в себя все пространство между рядами домов, то есть и тротуары тоже. Заявляя высокопарно о достигнутой цели в виде ремонта улицы, при этом не сделав минимальных потуг в отношении ремонта тротуаров, жителям города указывается на приоритеты в создании комфортной городской среды, то есть на приоритет освоения бюджета без целей создания этой самой среды.

Дьявол кроется в мелочах, а пренебрежение чиновников к пешеходам – в подходах к обустройству пандусов (съездов с тротуара для перехода улицы или проезда).

Пандусы – один из важных критериев оценки наличия безбарьерной среды, той самой, что делает жизнь в цивилизованных странах комфортной для всех граждан, и отсутствие которой серьезно ограничивает передвижение маломобильных жителей Усть-Каменогорска или гостей города. Для устькаменогорцев не секрет, что делать у нас тротуарные пандусы не умеют. Это на личном опыте знают маломобильные люди на колясках и родители, которые возят детей в колясках. Конечно, есть исключения из правил, но встречаются они редко.

Ремонт на Потанина. Как потратить много денег и при этом не сделать городскую среду комфортнее

 

Как можно увидеть, при ремонте автомобильной дороги на ул. Потанина пандусы сделали, использовав наклоненный бордюр. При этом такие «пандусы» все равно создают высокую и крутую ступеньку между дорогой и тротуаром, что для человека в коляске делает подъем на них крайне сложным. Может, отдельным чиновникам уровня акима стоит самим иногда пробовать поездить по городу в кресле-коляске, тем более по «ремонтируемым» улицам, чтобы понимать уровень создаваемых таким «ремонтом» проблем? Причем, желательно это делать до того, как отчитываться о проявленной заботе о гражданах.

Стоит ли называть такой подход к обустройству пандусов эффективной мировой практикой? Нет, цивилизованный подход к созданию благоприятной городской среды предусматривает создание пологих пандусов, по которым легко и безопасно может передвигаться любой человек, вне зависимости от степени ограниченности его мобильности.

Но вспоминать мировой опыт не совсем выгодно для акимата Усть-Каменогорска, ведь этот самый мировой опыт подсказывает необходимость обустройства еще и островков безопасности. Тех самых, что были ликвидированы при «ремонте» улицы Потанина. Тех самых, что призваны спасать жизни.

Достаточно побывать в странах Западной Европы или Северной Америки, чтобы понять, как должен выглядеть пандус для реально комфортной среды «без барьеров». Например, вот так сделаны тротуары в Германии. Похоже, что их проектировали и строили действительно с учетом того, чтобы людям было удобно по ним ходить или передвигаться в коляске.

 

Это далеко от реалий Усть-Каменогорска? А чем, простите, наши реалии настолько отличаются, что в Германии улицы создаются в комплексе, а у нас – по кусочкам? Сделать съезды с тротуаров и не положить между ними новый асфальт при ремонте улицы, просто бросив работы там, где заканчивается линия проезжей части, – это обязательная особенность азиатского менталитета?

Но ведь и в Казахстане тоже есть отличные примеры – например, Алматы, для которого разработан предварительный национальный стандарт РК ПСТ РК 65-2017 «Организация улично-дорожного пространства в условиях города Алматы», направленный на создание комфортной городской среды обитания и действующий до 2020 года. Здесь можно увидеть и требования к островкам безопасности, и требования к тротуарам и съездам с него. К слову, по ПСТ РК 65-2017 улица Потанина подошла бы под обустройство островков безопасности на пешеходных переходах, предполагающих преобладающее использование школьниками, пожилыми, инвалидами.

Ремонт на Потанина. Как потратить много денег и при этом не сделать городскую среду комфортнее

 

А вот что в ПСТ РК 65-2017 говорится о тротуарных съездах: «тротуар должен иметь плавные сходы. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов-колясочников как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара (пандусов) около здания и при стесненных условиях, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 метров». Сравните это с тем, что сделали при «ремонте» улицы Потанина.

А вот что говорится в ПСТ РК 65-2017 о тротуарах: «тротуар должен располагаться в местах удобных для передвижения пешеходов. При новом строительстве или реконструкции тротуаров необходимо обращать внимание на, так называемые, «народные тропы», они показывают наиболее предпочтительный маршрут пешехода». К слову, это норма широко применяется в мировой практике, так как реально обеспечивает комфортность обитания и, как ни парадоксально, снижает риск ДТП с пешеходами.

Но всё указанное нас не касается, мы не Алматы и не город утопического цивилизованного мира, у нас есть акимат Усть-Каменогорска со своим свежим и оригинальным взглядом на ремонт уличного пространства.

Настолько оригинальным взглядом, что хочется попросить – сказали «А», говорите и «Б». Сказал аким о ремонте улицы, так следует обеспечивать ремонт именно всей улицы, с тротуарами и обустройством пандусов, созданных для людей, а не для отписки. А иначе это не работа во благо граждан, а просто «освоение бюджета, ничего личного».

Вверх