21:10 | 16 апреля 2024 | Вторник

Жители ВКО оказались на грани энергетического коллапса в результате судебного спора между антимонопольным департаментом и ВК РЭК

Такая ситуация сложилась из-за установленного ДКРЕМ долгосрочного дефицитного тарифа.

Почти год длится судебная тяжба между Восточно-Казахстанской региональной энергетической компанией (АО «ВК РЭК») и областным Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ. В электросетевой компании решение апелляционной инстанции о применении временного компенсирующего тарифа считают ошибочным.

Суть спора сводится к тому, что в ходе проверки деятельности предприятия за 2016-2017 год, надзорный орган пришел к выводу, что около 4 млрд тенге были заработаны компанией незаконно, вследствие чего антимонопольным департаментом в отношении ВК РЭК был принят приказ «Об утверждении временного компенсирующего тарифа» на сумму 3 млрд 811 млн тенге.

Однако представители компании уверены, что органами прокуратуры и в последующем в ходе судебных разбирательств не учтен ряд важных аспектов. Прежде всего, как отмечают в компании, до 15 декабря 2017 года ВК РЭК находилось в составе холдинга АО «Самрук-Энерго», и все якобы выявленные прокуратурой нарушения, относятся именно к этому периоду.

Незаконным и необоснованным, по их оценке, является и приказ ДКРЕМ. Так как документ был издан с нарушением порядка проведения проверки, а также норм действующего законодательства.

Заместитель председателя правления АО «ВК РЭК» Ирина Глибина

 

«Согласно «Правил утверждения временного компенсирующего тарифа», приказ о применении компенсирующего тарифа выносится по итогам собственной проверки уполномоченного органа. Однако, в нарушение требований Правил, проверка на предмет соблюдения АО «ВК РЭК» исполнения инвестиционной программы осуществлена органами прокуратуры, что по нашему мнению недопустимо и нарушает наши права как субъекта естественных монополий. При расчете временного компенсирующего тарифа, Департамент исходил из необоснованно полученной АО «ВК РЭК» суммы дохода за 2016 – 2017 годы, составившей 3 496 517 000 тенге с применением ставки рефинансирования. Это явилось основанием для введения компенсирующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии в размере 3 811 203 530 тенге. Мы считаем, что результаты проверки, которыми выявлены нарушения антимонопольного законодательства на общую сумму 3,4 млрд. тенге, являются крайне не справедливыми», – сообщила заместитель председателя правления АО «ВК РЭК» Ирина Глибина.

При этом сам приказ, по ее словам, основан на наличии кредиторской задолженности перед подрядчиками по мероприятиям инвестиционной программы на конец 2016 и 2017 годов. Данный факт трактуется прокуратурой как нецелевое использование средств. Однако представители компании утверждают об обратном.

«ВК РЭК» полностью на 100% исполнило физические работы по инвестиционной программе, что подтверждает представитель прокуратуры, который не обнаружил нарушений в физическом исполнении мероприятий инвестиционной программы за период 2016-2017 годы. Поэтому считаем данный довод прокуратуры необоснованным, абсурдным и носящим дискриминационный характер», – пояснила она.

Исключение же аварийного запаса из фактического исполнения тарифной сметы за 2016 и 2017 годы, по оценке спикера, повлекли за собой грубое нарушение Закона «О естественных монополиях», Закона «Об электроэнергетике» в части обеспечения энергоснабжения Восточно-Казахстанской области при возникновении аварийных ситуаций. Ведь отраслевой закон в совокупности с вытекающими правилами и подзаконными актами обязывает электросетевые компании содержать аварийно-страховой запас для незамедлительного устранения аварийных ситуаций.

 «Именно наличие аварийно-страхового запаса помогло АО «ВК РЭК» оперативно устранить 2 656 и 1 977 аварийных отключений в 2016 и 2017 годы. Если не будет аварийно-страхового запаса, АО «ВК РЭК» не сможет своевременно ликвидировать аварийные ситуации, что поставит под угрозу жизнь и здоровье населения Восточно-Казахстанской области в случае невозможности своевременного восстановления энергоснабжения таких социально важных объектов как больницы, родильные дома, детские сады, школы и так далее», – добавила Ирина Глибина.

Она напомнила, что для защиты своих прав АО «ВК РЭК» 14 августа 2018 года обратилось в суд первой инстанции, который принял обоснованность доводов АО «ВК РЭК». Дополнительно к доводам АО «ВК РЭК» представители Департамента самостоятельно признали свою ошибку включения в расчет временного компенсирующего тарифа сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Однако, несмотря на это, 25 февраля 2019 года Апелляционная судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда приняла прямо противоположенное решение, полностью удовлетворив требования прокуратуры и ДКРЕМ. Более того апелляционная инстанция пришла к выводу о законности и обоснованности приказа антимонопольного ведомства «Об утверждении временного компенсирующего тарифа» и не усмотрела оснований для его отмены.

 «Постановление апелляционной судебной коллегии в дополнение к уже существующей проблеме долгосрочного дефицитного тарифа АО «ВК РЭК» по сути поставило население региона и компанию в критическую ситуацию. И тогда компания не сможет производить расчеты по своим налоговым обязательствам и обязательствам перед поставщиками за уже поставленные материалы и оказанные услуги, но также не сможет производить выплаты по заработной плате, что затронет жизнь и благополучие более 10 тыс человек, в их числе не только сотрудники АО «ВК РЭК», но и члены их семей. Учитывая это, 29 марта текущего года ВК РЭК обратилась в Верховный суд с ходатайством о пересмотре гражданского дела в кассационном порядке», – резюмировала Ирина Глибина.

СПРАВКА
АО «ВК РЭК» является одной из крупнейших региональных электросетевых компаний, протяженность сетей превышает 34 тыс.км, площадь обслуживания составляет 283,3 км2, количество присоединенных потребителей более 507 000 (около 1 379 000 человек – население Восточно-Казахстанской области), количество сотрудников более 3000 человек. По виду деятельности относится к субъекту естественной монополии, для которого уполномоченным органом утверждены тарифы и инвестиционная программа на долгосрочный период 2016-2020 годы.

Автор: Мадина Асылбекова, zakon.kz

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ