«Поручаю ответственным госорганам и отечественным телеканалам в обязательном порядке направлять определенную часть госзаказа на создание произведений на исторические темы. Конечно, важно решить вопрос финансирования. Но, например, наши кыргызские братья через фильм «Курманжан Датка» наглядно показали, что можно сделать продукт высокого качества, не тратя больших средств».
Касым-Жомарт Токаев в статье “Независимость превыше всего”
Текст цитаты взят из публикации “Казахстанской правды” от 6 января 2021 года
Реакция:
Конечно, можно сделать продукт высокого качества при строжайшей экономии средств. Однако создание масштабных произведений искусства на столь значимые материи, как история государства, все же требует не просто системного подхода, но и серьезного финансирования.
Но главное – определенной свободы создателей будущих шедевров. Еще недавно, в советские времена, в годы тотальной цензуры и особенного внимания вопросам пропаганды появлялись шедевральные произведения, но их авторы зачастую прибегали к множеству уловок, чтобы обойти цензурные ограничения. О правдивом и объективном рассказе даже о событиях совсем недавнего прошлого (репрессии, красный террор, голод из-за продразверсток или, например, из-за попыток в Казахстане насильственно внедрять неприемлемый ранее образ жизни, разносторонняя оценка событий февральской революции и октябрьского переворота) нельзя было рассказывать в предназначенных для массового потребления произведениях.
Между тем, даже тогда вопросам пропаганды придавалось огромное значение, и для авторов, создающих идеологически выверенные всплески соцреализма, создавались благоприятные условия существования, их пропагандировали и продвигали как гениальных творцов советских времен. И произведения, создаваемые по советскому варианту государственного заказа, щедро оплачивались недоступными даже гениальным, но идеологически далеким от идей социализма и коммунизма художникам.
Правда… Где сейчас эти шедевры? Какие из них, созданных по прямому государственному заказу пережили свой строй? Сколько было сломлено художников, которые хотели отображать реальный мир вокруг себя, но вынуждены были творить иллюзии, потому что иллюзии обеспечивали жизнь, а отражение реальности могло ее отобрать.
Но это – вполне логичный путь. Создание системного государственного подхода к освещению истории и пропагандирование ее в виде, который диктовал бы государственный заказ. К сожалению, контроль государственных органов или специальных институтов над содержанием и распространением согласованной версии исторических событий снова приведет к тому, что часть истории государства, самая ее неприятная, самая грязная, самая черная часть будет доступна лишь научным работникам в материалах с грифом “Для служебного пользования” без права выноса за пределы библиотек.
То есть мы понимаем, что когда разговор идет о том, что нужно пропагандировать историю, что “пришла пора написать отечественную историю, учитывая новые научные подходы”, то разговор идет как раз о светлой ее части.
И хотя Касым-Жомарт Токаев в той же статье и говорит о необходимости объективного подхода к событиям как тысячелетней, так и десятилетней давности, но вчитываясь в следующую цитату, мы должны понимать и цели всей этой предстоящей работы по точному выяснению и описанию нашего прошлого:
“Каждый народ должен сам писать свою историю, не поддаваясь влиянию чуждой идеологии. История, написанная с позиций национальных интересов, способствует пробуждению национального самосознания”.
Цель все же – пропаганда и “возрождение нашего исторического сознания”. Экономить на этом не нужно. Хорошая пропаганда, способная воздействовать на умы и возрождать сознание, дорогого стоит.