05:06 | 20 апреля 2024 | Суббота

Реальность новостроек: в суде можно отстоять свое право жить в исправных домах

ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ
Жизнь казахстанцев в новостройках Усть-Каменогорска

Ратмир АНТОНОВ, Куаныш ОСПАНОВ, Назерке ИСМАИЛОВА, Наталья МИЛЛЕР Авторы цикла “ЗА ФАСАДОМ ГОСПРОГРАММ”

Продолжаем тему некачественной застройки новых микрорайонов областного центра Восточного Казахстана.
Предыдущие материалы: первый, второй.

В этом материале мы расскажем о том, какая из новостроек в перспективном районе застройки, по сути, стала «первым звоночком» для чиновников, предупреждая о том, какие беды могут обрушиться на жильцов, заезжающих в дома, построенные по государственным программам. Обрати акимат внимание на масштабные бедствия людей 12 лет назад, возможно, сейчас не было бы той тотальной неразберихи с новом жильём у многих тысяч жителей Усть-Каменогорска.

Также вы узнаете о том, куда не только можно, но и нужно обращаться для того, чтобы защитить свои права и заставить подрядчика и чиновников исправлять сделанные ими на разных этапах строительства ошибки.

Постоянно мы собираем деньги,
чтобы что-то починить

Дом номер 7/4 по проспекту Казыбек Би сдавался в эксплуатацию 12 лет назад. И то, происходило это через большие усилия, так как подрядчик, начавший грандиозную стройку, неожиданно обанкротился. В результате дом доделывала совершенно другая компания, на непонятно какие деньги и то под давлением городского акимата. В то время градоначальником в Усть-Каменогорске был Ислам АБИШЕВ. Жильцы дома говорят, что в принципе смогли получить ключи от своих квартир благодаря его вмешательству, иначе, неизвестно чем бы это дело закончилось. В доме 100 квартир разной квадратуры. Причём жители начали выплачивать кредиты задолго до того, как смогли попасть в свои квартиры. Многие при этом одновременно снимали жильё. Ситуация парадоксальная, но госслужащих она нисколько не волновала. Уже на этом этапе стоило бы чиновникам призадуматься, но они пустили всё на самотёк.

«Нам не давали ключи от квартир. Ждали полгода, нам сказали, что сбежал подрядчик, ТОО «Алтай-Инжиниринг». Смогли наш дом передать другому подрядчику благодаря волевому решению акима города, который был на тот момент. Очень многое доделывали уже мы, когда заехали в квартиры. Тут стены были – просто гипсокартон приклеен, без утеплителя. Были проблемы с тем, что, когда запустили отопление и горячую воду, выяснилось, что трубы не перекрыты и в итоге с десятого этажа по первый этаж всё залило кипятком, по колено вода стояла и всё вздулось, весь пол, все стены. Это был кошмарный кошмар. Окна были разбиты, утепление пришлось сделать самим, переделывали полы, высушивали квартиры после потопа, это было что-то с чем-то. Двери входные, кстати, были картонные. Как только нам дали ключи, в тот же день эти двери снесли, и кто-то вынес всё, что там было. Унитазы, ванны, всё, что можно было открутить».
– Анель Есенбердина, жительница дома 7/4 по Казыбек Би

Со временем оказалось, что в квартирах ещё и очень холодно. В стенах были обнаружены огромные щели между кладкой. Сквозь обои дул ветер. Проблемы были с лифтами, с крышей. С лифтами, кстати, до сих пор до конца не разобрались. А крышу полностью переделали за счёт жителей. Новые жители в свои квартиры вложили по несколько миллионов сверх того, что выплатили банку. Когда обратились в акимат, там ответили, что разбираться нужно самим, подрядчика не найти.

 


«И постоянно мы собираем деньги чтобы что-то починить. Так уже 12 лет. Это ужас какой-то. Но это хотя бы жизням не угрожало, а вот когда фасад начал рушиться, вот тогда стало страшно».
– Марат, житель дома 7/4 по Казыбек Би

Жильцам действительно было чего бояться, тяжёлые керамогранитные плиты, падавшие с высоты нескольких этажей, насквозь пробивали припаркованные автомобили. Чудом удавалось избегать человеческих жертв. Но чиновники всё также отмалчивались, акимат разводил руками и намекал на то, что спасение боящихся пострадать от плиты, дело самих боящихся пострадать.


«Последней каплей стало, когда упала плита, а рядом шёл мой сын. Он баскетболист, ему 16 лет, он успел среагировать и отпрыгнуть. Но ногу всё равно очень глубоко порезало, заживало месяца два. Страшно представить, чтобы было, если бы там шёл пожилой человек или маленький ребёнок. После этого мы подняли большой скандал, мы боялись за свои жизни. У нас тут постоянные ветры и нам просто из дома не выйти, чтобы избежать смертельной опасности. После этого стали освещать СМИ, блогеры, прибыли тогда аким города, отделы разные, нам обещали, что займутся фасадом. Параллельно шли суды и в результате по решению суда было признано, что платить должно государство за ремонт. Тогда они выделили деньги на фасад. Были возмущения от депутатов, к примеру, они говорили, что проблема частная. Но это же государство приняло дом, приняло проект, выбрало подрядчика. Наш дом стал самым первым проблемным на КШТ. Выделили на фасад 150 миллионов тенге. Начали в сентябре его делать. Обещали много раз быстро сделать, но уже прошёл почти год, а работы всё ещё не закончены. Это очень нервно всё, мы вынуждены терпеть шум, грязь, рабочие подключаются к нашей электросети, и мы платим за это. Задержки аргументируют каким-то отсутствием материала, нехваткой рабочих, постоянной сменой субподрядчиков. Сейчас в доме проблемы – отопление, система сделана так, что нижние этажи холодно, мы замерзаем несмотря на то, что мы очень сильно утепляли свои квартиры. Нужно переделывать систему отопления. Что касается лифтов, что они всегда ломаются и постоянно с детьми, с колясками людям приходится подниматься на 10 этаж пешком».
– Анель Есенбердина, жительница дома 7/4 по Казыбек Би

Акимат, даже после проигрыша в суде очень много обещал и мало делал. К примеру, в январе 2022 года градоначальник Жаксылык ОМАР приехал на место, осмотрел разрушения фасада и констатировал, что не позднее марта ремонт будет закончен. Также он дал надежду жителям ещё нескольких новостроек со схожей проблемой. При этом ни словом не обмолвился, что решение помочь жителям пришло к чиновникам только после проигранного судебного процесса.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Жақсылық Омар (@zhaksylyk_omar)


«На проспекте Казыбек би идёт замена “опасных” фасадов. Проблема состояния сайдинга на фасадах домов номер 7/4, 7/1 и 5/1 по проспекту Казыбек би поднималась давно. В следствие сильного ветра крепления сайдинга оказались ослаблены и керамические плиты периодически срывались вниз. Срок гарантийного обслуживания дома истек, а жильцы домов были не в состоянии самостоятельно оплатить замену обшивки. Учитывая это, из городского бюджета были выделены средства и уже начаты ремонтные работы на доме номер 7/4. Здесь демонтирован старый сайдинг и уже частично установлен новый. Подрядной организацией “SCS Инжиниринг” керамогранитные плиты меняются на металлический сайдинг кассетного типа. Кроме этого, в ходе работ будет смонтирован более качественный теплоизоляционный материал, что также повысит характеристики домов. По информации подрядчика, работы должны завершиться не позднее конца марта текущего года».
– Жаксылык Омар, аким Усть-Каменогорска

Историческая победа

Спустя полгода ничего не изменилось, работы всё также ведутся, но никак не завершатся. Подрядчики рассказывают о залежках материалов, жильцы о том, что рабочих на объектах почти не видно. Что будет, если жильцы в суде заставят государство переделывать им кровлю, коммуникации и прочие недоделки, страшно представить. Возможно, именно это останавливает горожан от походов к служителям Фемиды.

 

С другой стороны, массовые иски могли бы заставить акимат задуматься о последствиях приёмки новостроек с недоделками. Опыт побед в суде жителей новостроек в Усть-Каменогорске до 2022 года отсутствовал. Но буквально недавно жители одного из домов, о котором мы уже рассказывали – по улице Бауыржана Момышулы, одержали историческую победу. Огромную помощь в этом им оказало общественное объединение по защите прав потребителей «Аманат» и Департамент по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области.



«Мы занимаемся защитой прав потребителей, если обратилось, например 10 потребителей или неопределённый круг лиц пострадал. В данном случае мы сами не смогли подать в суд, так как круг лиц был определён. Мы пригласили общество по защите прав потребителей помочь. Проработав все аспекты в январе 2022 года, мы подали в суд. Это уникальный случай в практике Восточного Казахстана. Квартиру мы представили, как товар, а он ненадлежащего качества. В законе прописано, что каждый потребитель имеет право на надлежащее качество».
– Канат Женисбекулы, руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО

Прецедент говорит о том, что бороться за качество своей жизни нужно обязательно.

 


«В ходе рассмотрения этого гражданского дела ответчики пытались неоднократно уйти от ответственности. Сперва пытались перенести суд, в СМЭС Нур-Султана, но статья гражданского процессуального Кодекса прямо показывает, что нужно судиться там, где проведена сделка. Затем они мотивировали тем, что пострадал дом, а жильцы не при чём, как они могут подавать в суд на капремонт дома? Но закон о жилищных отношениях говорит о том, что собственники квартир содержат общедомовую собственность, это бремя лежит на них. Суд это тоже отклонил. В ходе рассмотрения дела мы вынуждены были поменять требования, для того чтобы избежать требований отдельных жильцов конкретно им отдать какую-то часть. В итоге в интересах всех жителей был иск, на капремонт дома. Мы провели работу в интересах жильцов и полностью удовлетворили их требования. Деньги получены, права потребителей защищены. А ведь люди уже были доведены до отчаяния, собирались объявлять голодовку. Хочу сказать, что к нам много обращаются жильцов новостроек, но узнав о том, сколько всё будет длиться, какая эта волокита и сколько нервов, пропадают, опускают руки. Я давно хотела такого дела, прецедента, это очень хорошо, что мы его все вместе создали, что люди не отступились, надеемся, что другие жильцы, которые страдают в своих квартирах поймут, что можно и нужно отстаивать свои права».
– Гульнар Оразаева, председатель правления общества защиты прав потребителей «Аманат»

И ещё, жильцам нужно чётко понимать, что строительство новостроек по госпрограммам, если они уже заключили договор, нужно контролировать с самого раннего этапа. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана нам рассказали, что государственный архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляется в форме проверки и профилактического контроля и надзора в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса РК.  Проверки проводятся только на основании жалоб по конкретным фактам и обстоятельствам.


«В соответствии с нормами статьи 24, 25 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» (далее – Закон) осуществление государственного архитектурно-строительного контроля и надзора за качеством строительства объектов, в том числе возводимых за счет бюджетных средств находится в компетенции акиматов столицы, городов республиканского значения и областей. В свою очередь, Министерство осуществляет контроль и надзор за деятельностью МИО по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля в части соответствующего выполнения функций, возложенных на них законодательством Республики Казахстан. Рычагов влияния на частных застройщиков у Министерства нет».
– Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

В министерстве признали, что с введением декларативной приемки объектов в эксплуатацию, исключением участия контролирующих государственных органов в приемке, пользуются недобросовестные участники строительства. В соответствии с Законом МИО в лице органов ГАСК выдают предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки и принимают меры административного взыскания в виде штрафа в плоть до лишения лицензии. При этом МИО в лице заказчика вправе обратиться в суд о признании подрядчика недобросовестным участником государственных закупок. Министерство в соответствии с Законом вправе применять меры лишь в отношении МИО по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля. Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта сейчас производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту. Приемка построенного объекта в эксплуатацию оформляется актом. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ.

 


«В случае приемки объекта в эксплуатацию с нарушениями и строительными недоделками участники приемки объекта в эксплуатацию несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Ответственность по выявленным в течение установленного гарантийного срока несоответствиям и нарушениям возлагается на подрядчика (генерального подрядчика) с обязательствами по их устранению. Если выявленные в течение гарантийного срока несоответствия и нарушения были вызваны в результате некачественной работы других исполнителей (изыскателей, проектировщиков, субподрядчиков, производителей или поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования), то подрядчик (генеральный подрядчик) вправе полностью или частично переложить ответственность на виновное лицо. При этом если выявленные в течение гарантийного срока несоответствия
и нарушения были вызваны несоблюдением правил эксплуатации и содержания объекта либо обстоятельствами, не зависящими от исполнителей строительно-монтажных работ, то последние освобождаются от ответственности».
– Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Следите за историей строительства новостроек в Усть-Каменогорске с помощью наших следующих материалов.
Готовятся они при поддержке Internews Kazakhstan.
Вернуться на главную страницу FACTUM

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ