Давайте вместе вспомним, сколько раз и что именно мы слышали о работе общественного совета региона в прошлом году? Какие конкретные действия были ими предприняты и для каких целей? Вы хотя бы знаете, кто именно входит в Общественный совет области и кто этих людей туда выбирал?
Все эти люди — безусловно, уважаемые в рамках той системы уважения, которая существует при госуправлении. При этом роль Общественных советов настолько загадочна и неавторитетна, что пропади они завтра — и ничего не изменится в Казахстане.
Но при этом, как и с любым образованием под эгидой государства, их существование требует денег.
Услуги в рамках государственного социального заказа «Общество в действии: самоуправление, открытость и общественный контроль» закупает управление общественного развития Восточно-Казахстанской области. На сайте госзакупок указана стоимость – 61 миллион 500 тысяч тенге без учёта НДС. Размер авансового платежа: 20% Срок оказания услуги: 2024 год — до 5 декабря 2024 г., 2025 год — до 5 декабря 2025г., 2026 год — до 5 декабря 2026г.
Потенциальному поставщику нужно обеспечить координацию работы областного Общественного совета региона. А именно: заседания областного Общественного совета (канцелярские товары, информационные услуги) в соответствии с утвержденным планом/графиком работы. Кроме того, для проведения общественного контроля в городах и районах области нужно организовать и провести не менее 40 общественных рейдов/мониторингов (ежегодно) с участием руководителей и членов комитетов областного Общественного совета.
«Требуется обеспечить работу «Приемная Общественного совета». Сбор, обобщение вопросов, предложений, обращений, поступающих от населения в рамках социальных аккаунтов Общественного совета ВКО (в социальных сетях Facebook и Instagram», — указано в технической спецификации.
Мы заглянули на указанные аккаунты. Что сказать – особой жизни на страничках не замечено.
У публикаций в Facebook от одного до 15 лайков, парочка комментариев. При этом чаще встречается новостная повестка, нежели отчёт о работе. Впрочем, это наш субъективный взгляд.
В Instagram ситуация по лайкам получше, комментариев к публикациям почти нет, зато они все посвящены непосредственно деятельности общественного совета. Но бурлящей жизни тоже не наблюдается.
Но вернёмся к госзакупкам. Кроме озвученного выше, потенциальному поставщику нужно будет провести обучающую кампанию для членов общественных советов, государственных органов, сельских акимов.
«Открытые лекции для общественных советов» с участием соответствующих специалистов для членов территориальных общественных советов, сельских акимов и активистов посредством платформы zoom (15-20 участников, не менее 40 минут) по темам: общественного участия, общественного контроля, навыкам публичных выступлений и работы с населением, бюджета местного самоуправления и т.д. Разместить материалы лекций в социальных сетях», — отмечается в документах.
И финальное требование — провести финальный круглый стол о деятельности областного общественного совета и его экспертных комиссий с участием руководства области. Формат и программа мероприятия по согласованию с заказчиком.
Все эти лекции, круглые столы, заседания, встречи — как нам кажется — имеют мало значения, если Общественный совет фактически работает в системе ценностей чиновников, а не противостоит им в защите общественных интересов.
Впрочем, если вы доверяете таким образованиям или надеетесь на то, что они защищают ваши интересы, то информация о составе областного совета находится здесь.
Из последних новостей о деятельности совета: 25 января этого года совет собирался и рассматривал такие вопросы общественного интереса, как 11 проектов разнообразных решений и постановлений областного акимата и вопрос перемещения Центра адаптации несовершеннолетних.
Согласно опубликованному протоколу этого заседания, активность совета выразилась в том, что ни по одному вопросу у совета не было ни рекомендаций, ни возражений, ни предложений в проекты. За организацию такого единодушия и поддержки действий власти, пожалуй, никаких государственных денег и не жалко.