Городской транспорт в Усть-Каменогорске становится емкой губкой, активно впитывающей в себя бюджетные и околобюджетные деньги. Результат некоторой части этих трат мы уже можем видеть на примере трамваев, которые не очень-то изменились после последнего изменения собственников Трамвайного парка. Но в остальном…
В целом по Усть-Каменогорску выделяется 1,1 миллиарда тенге на развитие общественного транспорта и обеспечение правопорядка.
46,5 миллиона тенге выделят из бюджета ВКО на оплату услуг по отправке предписаний нарушителям правил дорожного движения, зафиксированным камерами «Сергек». Об этом на очередной сессии областного маслихата сообщила руководитель управления экономики и бюджетного планирования ВКО Сауле Улакова.
Сколько при этом планирует «заработать» на штрафах тот же бюджет – приходится лишь предполагать (разные нарушения, разные штрафы), впрочем, уже при проектировании было понятно, что система не только окупит себя, но и станет одним из самых простых и эффективных способов наполнить бюджет деньгами за счет нарушителей, до поры внедрения видеонаблюдения скрытых от кары закона.
361 миллион тенге на выполнение обязательств по проекту ГЧП по внедрению электронного билетирования. Это точно так же позволит наполнить бюджет: реальный подсчет денег, проходящих через пассажирские перевозки. Внедрение электронного билетирования тоже позволит тщательнее контролировать, сколько тенге оставляют пассажиры в городском транспорте – и наверняка эти данные будут превышать те цифры, которые сегодня показывают перевозчики. Хотя бы потому что там, где существует наличный и не очень контролируемый расчет, существуют и схемы ухода от точных результатов. Чем лучше учет, тем больше денег получат и бюджеты в качестве налогов от перевозчиков, потому что скрыть доходы в системе электронного билетирования станет сложнее.
Обновлять общественный транспорт тоже надо – сегодняшние перевозчики постоянно говорят о недостатке денег на обновление автопарка и просят увеличить тарифы. В ближайшем будущем проблему намерены решать обновлением парка автобусов с помощью бюджетных денег. А это, по словам Сауле Улаковой, 701 миллион тенге на проект по обновлению общественного транспорта.
Все эти проекты, изменения, улучшения – дело важное и необходимое. Все они в конечном итоге должны улучшить ситуацию с городским общественным транспортом. Все они – довольно резвый разворот от системы, когда заботы о транспорте были уделом частников, а государство лишь регулировало условия и не вкладывалось в развитие (разве что перманентными дотациями проезда некоторых групп населения). Теперь все иначе.
Трамвайный парк – уже собственность предприятия, учрежденного исполнительной властью, в него вливаются бюджетные деньги, трамваи (еще до планового приобретения самого предприятия) были куплены за счет СПК «Ертис», которым руководят также представители государственной власти. Насколько эффективен такой подход – еще не ясно. Особенных улучшений, кроме пары запущенных на линию «старых-новых» трамваев, не произошло: рельсы прежние, трамваи прежние, переезды все так же по-советски засыпают асфальтом, как и полсотни лет назад. Обещанных в марте 2018 года скорых изменений не произошло.
Как это будет с автобусами? Передел рынка однозначно произойдет – у нас (но не у заинтересованных участников процедур – им-то известно будущее) есть еще вопросы, в чью же именно пользу.