Спасай себя сам!
Спасение пострадавших от некачественной застройки - проблема самих пострадавших
Ратмир АНТОНОВ, Куаныш ОСПАНОВ, Назерке ИСМАИЛОВА, Наталья МИЛЛЕР
Авторы цикла "ЗА ФАСАДОМ ГОСПРОГРАММ"

Продолжаем тему некачественной застройки новых микрорайонов областного центра Восточного Казахстана.
Предыдущие материалы: первый, второй, третий, четвертый.

Продолжаем наш рассказ о новостройках в областном центре Восточного Казахстана. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться жильцам, как они их решают и насколько успешно, делают ли выводы из постоянных обращений подрядчики, как на это всё реагируют заказчики строительства и контролирующие государственные органы и что делать, для того чтобы отстоять свои права на качественное жильё.

Качество было одобрено государством

Подводя небольшой итог жизнеописанию устькаменогорцев, которые решили приобрести жильё в новостройках по некоторым государственным программам, мы написали немалое количество запросов во всевозможные ведомства для того, чтобы понять – кто же виноват в происходящем, что делать для того, чтобы минимизировать потери приобретателей жилья и как им быть если не удалось избежать подобного?

 

На ваш суд представляем сжатую выборку самых конкретных ответов из всех полученных.

Начнём, пожалуй, с акимата Восточного Казахстана. Запросы мы направляли на имя акима региона Даниала Ахметова, а получили от его зама, курирующего эту сферу, Ержана Нурбаева.

 

Кстати, именно он сообщил нам, что в соответствии с п.1 ст. 31 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляет сразу несколько органов. Это уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства путем посещения объектов строительства, а также контроля за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля;  местные исполнительные органы в пределах их контрольных функций, исполняемых путем проведения инспектирования строительства объектов; сам заказчик путем организации технического надзора за строительством и приемки объекта в эксплуатацию;  разработчики проектной документации путем ведения авторского надзора за строительством.

 

То есть то качество жилья, которое сегодня имеют покупатели квартир по государственным программам в новостройках Усть-Каменогорска, одобрено всеми этими органами.

К слову, в 2022 году за счет всех источников финансирования по Восточно-Казахстанской области планируется ввод 347,7 тыс. кв.м жилья (2 790 квартир), с ростом 126,1% к объему прошлого года. Из них за 7 месяцев введено 128,8 тыс. кв.м жилья, с ростом 108,5% к прошлому году. В текущем году в рамках государственной программы «Нурлы жер» ведется строительство 87 многоэтажных домов на 710,4 тыс. кв.м, 7 444 квартиры (15 кредитных, 5 арендных домов без права выкупа, 67 коммерческих). Из них до конца года ожидается ввод 33 домов на 198,6 тыс. кв.м, 1 945 квартир (6 кредитных, 5 арендных домов без права выкупа, 22 коммерческих). Из 87 домов: 20 - за счет бюджетных средств (15 кредитных за счет государственных ценных бумаг и МБ, 5 арендных за счет РБ и МБ); 11 коммерческих домов за счет частных инвесторов совместно с АО «СПК «Ертіс», 56 коммерческих домов – за счет частных инвесторов. В текущем году на строительство 20 бюджетных домов на 191,2 тыс. кв.м (1 870 квартир) за счет бюджетных средств предусмотрено 9,3 млрд. тенге.

- из ответа акимата ВКО

Так вот, по Закону учёт жалоб и обращений от владельцев ведётся государственным органом согласно Закона АППК РК. Конкретные предложения по решению проблем в квартирах у акимата такие:

 

«В свою очередь согласно ст. 34-2 Закона Заказчик строительства вправе осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых подрядчиком (генеральным подрядчиком) работ и соблюдением сроков их выполнения, а также не принимать от подрядчика работы, выполненные с нарушением требований. Жителям, имеющим проблемы с недоделками в приобретаемым ими жилье необходимо обратиться к заказчику строительства. В случае нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

 

Подрядная организация несет трехлетнюю гарантию на дом с момента ввода в эксплуатацию. Факты несоблюдения гарантийного срока эксплуатации построенного объекта вследствие допущенных субъектами архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности нарушений устанавливаются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также статьей 69 настоящего Закона», – сообщает замакима ВКО.

Кстати, всё по тому же Закону, приемка объектов строительства в эксплуатацию подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений, о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ.

 

Качество строительства контролируется аккредитованными компаниями, имеющими аттестованных экспертов авторского и технического надзора согласно Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК».

Чем больше госзаказов, тем больше госзаказов

Что касается компаний, регулярно побеждающих в тендерах, то нам ответили, что принимать участие в конкурсах может предприятие, которое готово соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям, таким как:

- обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
- являться финансово устойчивым и не иметь налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

«В соответствии с пунктом 9 статьи 27 Закона, конкурсное ценовое предложение вскрывается веб-порталом государственных закупок автоматически по итогам рассмотрения заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации. Далее, веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены.

 

При равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений, в соответствии с пунктом 293 Правил осуществлений государственных закупок, победителем признается участник конкурса, имеющий больший показатель финансовой устойчивости потенциального поставщика, определяемый веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов.

 

В случае если потенциальный поставщик посчитал, что его права или законные интересы нарушены, в соответствии со статьей 47 Закона, поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок. В случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, жалоба рассматривается уполномоченным органом в рамках электронного государственного аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле. Вместе с тем, сообщаем, что в соответствии со статьей 18 Закона, контроль за соблюдением законодательства РК о государственных закупках осущетвляется уполномоченным органом – Департаментом внутреннего государственного аудита при Комитете внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК.

 

Дополнительно сообщаем, что основными критериями, влияющими на итоговую условную скидку, являются опыт работы потенциального поставщика, ценовое предложение и показатель финансовой устойчивости, определяемый веб-порталом государственных закупок автоматически», – подытожили в акимате.

Нарушают, потому что есть возможность

А в министерстве индустрии и инфраструктурного развития тем временем предлагают внести ряд изменений в сфере контроля качества строительства. Как рассказал руководитель управления градостроительного и архитектурно-строительного контроля КДСЖКХ Тимур Бижанов, за последнее время участились случаи нарушения строительства без разрешительных документов.

Министерство на постоянной основе ведет жесткий контроль за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства и строительства объектов.

На сегодня органами ГАСК МИО принято 8291 уведомлений о начале строительства. Введено порядка 5724 объектов, из них жилье – 934. В текущем году количество введенных объектов уменьшилось на 34% (в 2021 году введено 8658 объектов). Органами ГАСК МИО проведено 862 проверок, что выше на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Всего по результатам проверок привлечены к административной ответственности 2113 субъектов, что выше на 39% к аналогичному периоду прошлого года.

 

«Вместе с тем, органами ГАСК в отношении экспертных организаций всего составлено 40 административных материалов, 34 организации привлечены к ответственности, из них 6 организаций привлекались дважды. На сегодня действующая система государственного контроля не позволяет охватить строящиеся объекты без наличия обращений и положительного решения акимов о назначении проверок в рамках моратория. В этой связи, Министерством предлагается внедрить механизм Планового контроля объектов. Принцип предусматривает добровольное соглашение заказчиком на проведение планового контроля ГАСКом. По результатам Планового контроля штрафные и ограничительные меры не применяются. Наибольший эффект предлагаемого вида контроля заключается в постоянном государственным контроле все циклы строительства (начиная с рытья котлована до благоустроительных работ) и в совокупности с лабораторным контролем позволит повысить качество строительства. Также, ряд изменений предлагается внедрить и в процедуру приемки объектов в эксплуатацию. На сегодняшний день органами ГАСК сверка акта приемки осуществляется камерально без выезда на объект. Ввиду чего, наблюдается явное пренебрежение застройщиками ослабленного контроля и объекты принимаются со строительными недоделками. В связи с чем, предложено два механизма: во-первых, в случае если ранее проводился плановый контроль объекта ГАСК будет участвовать в приемке (выдает заключение) без выезда. Во-вторых, в случае отказа заказчика от добровольного Плана контроля, ГАСК при поступлении акта приемки будет выезжать на объект и выдавать заключение», – констатировали в МИИР РК.

Единая служба по проблемам

Кстати, совсем недавно в министерстве открылась единая информационная служба по вопросам жилищного строительства и ЖКХ.

 

Утверждается, что сделано это с целью повышения эффективного диалога с населением в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

 

Информационная служба оказывает консультационные услуги в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в будние дни с 9:00 до 18:30.

 

Контактные телефоны:

  • по вопросам строительства – 8 (7172) 98-33-50;
  • – по вопросам жилья и жилищных отношений – 8 (7172) 98-30-59.
Следите за историей строительства новостроек в Усть-Каменогорске с помощью наших следующих материалов. Готовятся они при поддержке Internews Kazakhstan.
Вернуться на главную страницу FACTUM